ДОМАШНЯЯ ЛОГОПЕДИЯ
Если вы хотите научить своего ребенка говорить четко и правильно, попробуйте заниматься с ним с помощью игры.
Расширяем словарный запас
Чтобы ребенок быстрее осваивал новые слова, не заучивайте их с ним, а просто беседуйте в естественной обстановке. Читайте стихи, обсуждайте происходящее. Превратите обычную прогулку в небольшое путешествие: спросите у малыша, на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что возьмете с собой и т. д.
Развиваем речь
Развивать речь можно начинать с младенчества: например, если малыш произносит какой-то звук, вы его подхватываете и повторяете за ним несколько раз. После нескольких таких повторений ребенок поймет, что это игра, и начнет повторять простые звуки и песенки уже за вами (вроде «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). В дальнейшем задачи будут усложняться: ребенку уже можно будет предложить закончить строчку знакомого стиха: «Уронили мишку...» — «...на пол» и т. п.
Что делать с буквой «р»...
Не забывайте, что правильное произношение звука «р» формируется только к 4-5 годам! Не мучайте ребенка этой проблемой, не заставляйте его комплексовать. Можно петь с ребенком специальные песенки («ра-ра-ра», «кря-кря-кря» и т. п.), но только в порядке игры. Настоящие упражнения лучше делать под руководством врача-логопеда в том случае, если ваш ребенок не начнет правильно выговаривать все звуки к 5-6 годам.
Оружие против молчуна
Некоторые дети благодаря особой «понятливости» взрослых приходят к выводу, что говорить вовсе необязательно: желаемого результата можно добиться другим и способами: криком, жестами,
мимикой, одним только выразительным взглядом. Ответьте ему
тем же оружием: вместо разговора попытайтесь сообщать ему информацию жестами и знаками. А на все его попытки «поговорить» без слов с вами недоуменно пожимайте плечами, мол, не понимаю. Вы не поверите, насколько быстро
малыш сообразит, что речь ему необходима.
Что помогает и что мешает
Благоприятные условия для развития речи |
Неблагоприятные условия для развития речи |
Ребёнок живёт в семье со старшими братьями и сёстрами |
Родители мало общаются с ребёнком |
Родители много и правильно разговаривают с ребёнком |
Родители сюсюкают с ребёнком |
Родители контролируют произношение звуком и поправляют ребёнка |
Невропатические и нервные заболевания (как у детей, так и у родителей) |
Родители читают ребёнку вслух перед сном и обсуждают прочитанное. |
Недостаток движения |
Ребёнок имеет возможность играть со сверстниками. |
Недостаток положительных эмоций. |